Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Открытый урок

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». Сюжет и главный герой поэмы

Косырева Наталия Анатольевна
Цели урока:
  1. Развивать навыки анализа текста
  2. Выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы
  3. Выявить структурные особенности поэмы
  4. Продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать выводы
  5. Воспитывать интерес к творчеству поэта
Тип урока: формирование знаний и умений
Оборудование: презентация «Иллюстрации к поэме «Мцыри», учебник В.Я.Коровина «Литература» 8 класс: Просвещение, 2009г.
 
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания: ответ на вопрос: Почему М.Лермонтов отказался от эпиграфа «Родина бывает только одна», а обратился к Библии? Как эпиграф связан с темой и идеей произведения?
Тема поэмы: судьба романтического героя – сильного, смелого, выросшего в сумрачных стенах монастыря и решившего с риском для жизни вырваться на свободу в тот час, когда это было всего опасней.
Идея поэмы: три дня настоящей жизни на воле Мцыри предпочитает многолетнему заключению в стенах монастыря, где человек не живет, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь неволе.
В тетрадях число, тема урока.
3.Сюжет поэмы.
Вспомним, что такое сюжет произведения? (основные эпизоды художественного произведения, расположенные в определенной последовательности)
4.Просмотр презентации.
 Показаны в произволном порядке слайды с иллюстрациями из поэмы «Мцыри».Работа в группах: определить хронологическую последовательность сюжетов из поэмы.
5.Проверить себя, нам поможет текст. (Чтение наизусть основных глав поэмы учащимися)
Проверяем хронологию: (3,2.5,6,1,8,4,7)
6.Сюжет поэмы прост: история короткой жизни Мцыри, его рассказ о неудавшейся попытке бежать из монастыря. Три дня на свободе, полные жизни. Сюжет поэмы составляет не внегние факты жизни Мцыри, а его переживания. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.
Сюжет позволяет состредоточить все внимание на характере центрального героя.
7.Беседа по вопросам.
Сегодня мы с вами должны составить портрет нашего героя. Но не портрет – лицо, а характер .И в этом нам поможет сюжет поэмы, через который раскрывается характер героя.  
Где происхожит действие поэмы?
На Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Но герой томится в монастыре.
 «Мцыри» - необычное имя и название поэмы. В переводе с грузинского – неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак. Как вы думаете, какое из этих толкований больше подходит герою и почему?
Чтобы понять характер Мцыри, необходимо все пережить вместе с ним:
В тетрадь выпишем наиболее важные части поэмы, которые служат для раскрытия характера Мцыри., т.к. автор не раскрывае характера мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость, пугливость, а затем дает несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчетливо.
8.Работа по тексту поэмы. Аналитическое выборочное чтение.
Композиционные части поэмы. Наиболее важные  чувства, мысли, переживания героя
Жизнь в монастыре (гл.2) Выносливый, желание быть свободным определяет его поведение, гордый, недоверчивый, в монахах видит своих врагов, одинокий
Побег из монастыря чтобы увидеть мир, узнать его ( гл.8) Хитрый, сильный,быть свободным для него выпваться из стен монастыря, вернуться в родной аул
Жизнь  на свободе (гл.4,6,8.11, Природа поразила Мцыри, он слышит шум горного потока, шелест сырых листьев, пение птиц,а то раздается крик шакала. Его поражает богатство и многообразие природы (контраст с однотонной монастырской обстановкой) В гармонии с природой ему хорошо, он мечтает, ему легко, он вспоминает родину.
РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ НА ФОНЕ ПРИРОДЫ
Встреча с грузинкой (гл.13) Отвык от людей, смущение, тоска-печаль, трепет, волнение
Бой с барсом\ могучий барс  (гл.16-19) Мужественный, бестрашный, отважный смертельная опасность рождает не страх, а мужество, он упивается борьбой.
Опять монастырская стена ( гл.20) Обманутые надежды, отчаяние, безнадежность
Исповедь (покаяние, откровенное признание в чем-нибудь)(гл.3,4.24-24)
Последнее желание (гл.26)
Прощание с жизнью, его завещание. Не сумев вернуться на родину, Мцыри готов уйти из жизни. Последние егомысли о родине, свободе, жизни.
Таким образом, мы с вами убедились, что ни одна композиционная часть  не является в произведении лишней. А подчиняются главной мысли- раскрыть характер романтического героя. А Мцыри – романтический герой.( пышная природа Кавказа, Мцыри  превыше всего ценит свободу,бросает вызов окружаюшему его миру…)
 
Творческая работа  .Напишите сочинение – миниатюру « Как раскрывается характер Мцыри»
 
Использованная литература:
Учебник Литература 8 класс В.Я.Коровина Москва  «Просвещение22008г.
Универсальные поурочные разработки по литературе Н.В.Егораева  Москва «Вако» 2012г.
Методические рекомендации к урокам литературы в 8 классе. А.М.Гринина- Земскова   Волгоград «Учитель»2008
Лермонтовская энциклопедия. Гл. редактор Мануйлов В.А. Москва, Больша Российская энциклопедия, 1999. 
http://yandex.ru/images?uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-600-pd-1-wp-16x9_1366x768-lt-111

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»